Спустя 90 лет после того, как швейцарский пассажирский корабль Säntis погрузился в волны Боденского озера, его собираются поднять из воды. Рискованная операция по подъему 130-летнего судна со дна озера должна состояться в марте 2024 года.
130-летний пароход Säntis
Эта история началась в мае 1933 года, когда пароход Säntis был преднамеренно затоплен посреди Боденского озера между Романсхорном, кантон Тургау, и Лангераргеном в Германии. Прослужив 40 лет в качестве парома на озере, сначала для Швейцарских северо-восточных железных дорог, а затем для национального оператора общественного транспорта Swiss Federal Railways, судно было признано непригодным для плавания, а также слишком дорогим для утилизации.
В результате судно, построенное в Цюрихе, было затоплено швейцарской компанией Lake Constance Shipping Company. Судно затонуло на глубине 210 метров, и на этом все должно было закончиться.
Новый план по подъему судна Säntis из Боденского озера
Так было до 2013 года, когда в ходе подводных исследований были обнаружены обломки «Сентиса». Благодаря темноте и недостатку кислорода вокруг места кораблекрушения судно сохранилось на удивление хорошо, что побудило Ассоциацию спасения судов Романсхорна выкупить его у бывших владельцев и разработать план по поднятию судна на поверхность.
Теперь власти подтвердили, что операция по подъему затонувшего судна состоится в марте 2024 года. Президент Ассоциации спасения судов Сильван Паганини рассказал Spiegel, что для операции необходимо время, поскольку затонувшему судну угрожают инвазивные мидии квагга — когда пароход «Юра» был обнаружен на морском дне Боденского озера, то к разрушающейся надстройке была прикреплена гора раковин мидий.
Säntis должен быть поднят с 200-метровой глубины.
Выбрав наиболее экономичный, но рискованный метод, ассоциация использует подъемные мешки, чтобы поднять судно на поверхность и отбуксировать его в сухой док в Романсхорне. Основные трудности заключаются в 210-метровой глубине, на которой находится судно, и его огромном весе, который оценивается примерно в 200 тонн.
Если все получится, корабль будет находиться в сухом доке в течение двух лет для ремонта и реставрации, после чего его выставят в каком-нибудь музее в Швейцарии или в другой части света — кантон Тургау отказался от финансовой поддержки проекта, посчитав его недостаточно значимым с культурной точки зрения. Паганини заявил, что он «открыт» для обращений от любого музея, который захочет выставить культовый экспонат швейцарской морской истории.