В Цюрихе просто невозможно пройти мимо одной из трех самых главных его церквей — Гроссмюнстера. Тем более, что расположена она в центре города почти на набережной. Двойные башни собора Гроссмюнстер давно стали символом Цюриха. Его запоминающийся силуэт виден практически отовсюду. Этот собор является одной из самых посещаемых достопримечательностей Цюриха.
Точная дата начала строительства этого собора неизвестна. Разные источники называют время между 1090 и 1100 годам. Строительство было завершено в 1220 году. Само название «Гроссмюнстер» появилось только в 14-ом веке, до этого этот собор назывался просто «Церковь Цюриха» (нем. «Zürcher Kirche», лат. «Turicina ecclesia»). 1272 году появилось название «Мюнстер» (нем. «монастырская церковь»), в 1322 году — Гросмюнстер.
Покровителями Гросмюнстера считаются святые Феликс и Регула (Felix und Regula), а также их слуга Экзюперантий (Exuperantius). Онти также считаются небесными покровителями города Цюрих. По преданию, брат и сестра Феликс и Регула и Экзюперантий вошли в число мучеников, казненных в 286 году вместе с христианскими воинами Фиванского легиона. День памяти их отмечается 11 сентября. Они были казнены на небольшом острове на реке Лиммат. Как гласит предание, обезглавленные мученики чудесным образом смогли встать и взять собственные головы в руки. Затем ангелы подняли их в гору на расстояние в 40 локтей, где они и были похоронены. Столетия спустя конь короля франков Карла Великого (747 — 814) из династии Каролингов, на котором он преследовал оленя, внезапно пал на колени в месте захоронения святых. На этом месте король и повелел построить собор Гроссмюнстер. На месте казни святых была построена церковь Вассеркирхе (нем. Wasserkirche).
Строительство Гроссмюнстера проходило в шесть этапов; на каждом этапе наблюдались те или иные отклонения от первоначального плана, так как в архитектуре за это время появлялись новые стилистические направления. Так, изначально две башни этого собора были разными по высоте. И лишь между 1487 и 1492 гг. по инициативе тогдашнего бургомистра Цюриха, Ганса Вальдмана, была выровнена их высота и они стали башнями-близнецами высотой в 64 метра каждая. А определенные — менее значимые — изменения во внешний и внутренний облик Гроссмюнстера вносились вплоть до 20-го века.
Внутри южной башни Гроссмюнстера — называемой также «Башней Карла» — на высоте 50 метров есть смотровая площадка. Чтобы подняться туда, необходимо одолеть узкую винтовую лестницу из 187 ступенек. Отсюда открывается красивейшая панорама на Цюрих, Цюрихское озеро, на реку Лиммат и на величественные вершины Альп.
Внутри собора небольшая лестница ведет в самую старую его часть — в крипту, построенную в 1107 году. Здесь прохладно даже в самый жаркий летний день. На стенах крипты частично видны части сильно поблекших фресок из 14-15 вв, который изображают сцены мученичества Феликса, Регулы и Экзюперантия. Точное авторство фресок неизвестно; предлагается, что они являются работами цюрихского художника Ханса Лея-Старшего (Hans Leu der Ältere, ок. 1460 — 1507). Здесь же находится статуя легендарного основателя Гроссмюнстера, Карла Великого, сидящего на каменном троне и сжимающего в руках меч. Копия статуи видна такжа на южной башне собора.
Оригинальные цветные витражи этого собора созданы известным швейцарским художником Антонио Аугусто Джакометти (1877-1947). Витражи изображают различные сцены из рождественской истории.
Собор Гроссмюнстер сыграл также ключевую роль в становлении протестантства в Швейцарии. Именно здесь в 1518 году начал свои проповеди христианский гуманист, реформатор и богослов Ульрих Цвингли (нем. Ulrich или Huldreych Zwingli, 1484 — 1531). При этом реформация в Швейцарии шла своим путем — она развивалась параллельно с учением Мартина Лютера, но независимо от него.