«Оранжевый гигант»: сеть магазинов «Migros» в Швейцарии




Migros - логотип

«Migros» является крупнейшим предприятием розничной торговли в Швейцарии. Магазины и супермаркеты «Migros» (произносится «мигро») можно найти во всех швейцарских кантонах, в княжестве Лихтенштейн, а также во французских департаментах Эн (фр. Ain) и Верхняя Савойя (фр.Haute-Savoie), граничащих со Швейцарией на юго-западе. Количество сотрудников этого предприятия на конец 2015 года составляло свыше 100 000 человек, что делает «Migros» одним из крупнейших работодателей страны, а его оборот в 2015 году составил 27, 4 миллиарда швейцарских франков. Логотипом «Migros» является буква «М» ярко-оранжевого цвета, в связи с чем в Швейцарии это предприятие частенько называют «оранжевым гигантом».

Создание «Migros» 

Первые передвижные торговые лавки Migros

«Migros» был основан в 1925 году в Цюрихе швейцарским предпринимателем и политиком Готлибом Дутвайлером (нем. Gottlieb Duttweiler, 1888 -1962). Вначале основатель предприятия сконцентрировался в основном на продуктах питания. При этом он закупал товары непосредственно у производителя без посредников, что позволило «Migros» существенно снизить цены — до 30 %. Для того, чтобы ещё более минимизировать расходы, продажа продуктов осуществлялась вначале с грузовиков марки «Форд», которые были своего рода передвижными торговыми лавками. Первые пять грузовиков начали развозить товары в Цюрихе 25 августа 1925 года. Первичный ассортимент был достаточно скромным и состоял всего из шести товаров: кофе, мыло, рис, кокосовое масло, сахар и макароны (рожки). Но уже в  декабре 1926 года — также в Цюрихе — появился первый «наземный» магазин «Migros», ассортимент которого расширился до 50 видов товаров. С 1928 года это предприятие начало изготавливать также собственные продукты, первым из которых стал яблочный сок. «Migros» решил не ограничиваться только продуктами питания и занялся также и услугами. Так в 1935 году была основана туристическая компания «Hotelplan».

Передвижная торговая лавка Migros на базе грузовика Форд

«Migros» становится кооперативом

С самого начала Готлиб Дутвайлер говорил о том, что его цель — укрепление социального равенства в Швейцарии. Своими магазинами он хотел помочь людям со скромным доходом получить доступ и к качественным, жизненно важным продуктам, и к другим социальным благам. Следуя своим убеждениям, в 1941 году он вместе со своей супругой Адель преобразовал предприятие «Migros»  в кооператив. Членами кооператива могли стать не только сотрудники «Migros», но и любой житель Швейцарии.

Экзотические фрукты на прилавках супермаркета Migros

С 1948 года магазины «Migros» стали превращаться в магазины самообслуживания, в 60-е годы появились первые торговые центры и супермаркеты. Ассортимент постоянно расширялся, в том числе за счёт экзотических товаров. А первым экзотическим товаром в этом кооперативе стали бананы, которые появились в продаже в 1931 году. В 2009 году, отвечая на вопрос одного журналиста, «Migros» назвал 5 наиболее часто продаваемых продуктов, среди которых бананы заняли 4 место (155 миллионов штук) после картофеля, влажных салфеток для новорожденных и яблок.

Рестораны с демократичными ценами

Ресторан сети Migros

В начале 50-ых годов «Migros» начал создавать также собственные рестораны самообслуживания с очень демократичными ценами. Соответствующие цены сохранились и по сей день. Так, ресторан «Migros» в Цюрихе по адресу Лимматштрассе 152, начиная с 19-го декабря 2016 года, предлагает например бефстроганов с тыквенным соусом из свинины с рисом и овощами всего лишь за 14.90 франков. А рагу из индюшатины с соусом «Кальвадос» с макаронами и овощами стоит в этом ресторане 13.90 франков. Здесь можно также купить салаты, холодные закуски, свежую выпечку, сладости и фруктовые десерты на вес. Из напитков есть минеральная вода, фруктовые соки, чай, кофе и другие безалкогольные напитки.

Расширение спектра предлагаемых услуг

Клубная школа Migros

Диверсификация деятельности «Migros» не ограничилась туристической компанией и ресторанами. В 1944 году этот кооператив организовал курсы изучения иностранных языков в собственной «клубной школе» (нем. Klubschule Migros). На сегодняшний день в Швейцарии имеется свыше 50 подобных школ, которые предлагают теперь не только языковые курсы, но также курсы дополнительного образования и повышения квалификации в области культуры, экономики, менеджмента, информатики и здоровья — всего более 600 различных курсов по приемлемым ценам, которые ежегодно посещают почти 400 000 человек. В 1947 году руководство этого кооператива создало также сеть книжных магазинов «Ex Libris». Сейчас у этого магазина имеется 78 филиалов, его оборот в 2015 году составил 121 миллион франков.

Кроме этого, у «Migros» есть свои специализированные магазины. Это магазин стройматериалов и товаров для сада «Do it + Garden Migros», цветочный магазин «Migros Florissimo», магазин бытовой техники и электроники «Melectronics», мебельно-хозяйственный магазин «Micasa» и магазин спортивных товаров и одежды «SportXX».

Поддержка общественного здоровья

Готлиб Дутвайлер неоднократно подчёркивал свою приверженность принципу «поддержки общественного здоровья». Это выразилось в том, что «Migros» принципиально не продаёт алкогольные напитки и табачные изделия. Однако в 90-ые годы прошлого века устав кооператива был адаптирован таким образом, что этот запрет распространяется только на магазины и супермаркеты собственно «Migros», но не на дочерние предприятия. Так, в конце 2009 года кооператив приобрёл дисконтный магазин «Denner», который помимо продуктов питания продаёт и алкоголь, и табачные изделия. Только вина «Denner» предлагает более 250 сортов; по этому показателю данный магазин стоит на втором месте после крупного швейцарского предприятия розничной и оптовой торговли «Coop» — давнего конкурента «Migros».

В ногу со временем

С сентября 2011 года в магазинах и супермаркетах «Migros» была введена современная система оплаты «Subito». Речь идёт о самосканировании (анг. Self-Scanning) приобретённых товаров. Перед входом в магазин покупатель получает ручное сканирующее устройство, с помощью которого сам считывает штрих-коды соответствующих товаров. Оплата осуществляется в отдельных терминалах, что избавляет пользователей «Subito» от необходимости стоять в очереди на кассе и выкладывать товары на ленту.

современная система оплаты «Subito» в супермаркетах Migros

В 1997 году в Швейцарии возник интернет-магазин «LeShop.ch». В 2004 году этот магазина стал дочерним предприятием кооператива «Migros». Здесь можно осуществлять покупки в интернете с доставкой на дом. Оборот «LeShop.ch» в 2015 году составил 176 миллионов швейцарских франков.

«Из региона. Для региона.»

Реклама сети супермаркетов Migros на воздушных шарах

В 1999 году кооператив «Migros» запустил рекламный лозунг «Из региона. Для региона» (нем. «Aus der Region. Für die Region.»). Смыслом лозунга является продвижение продуктов, созданных внутри Швейцарии, в том же регионе, где они и были произведены. Товары этой марки пользуются большой популярностью среди швейцарцев. В 2015 году «Migros» предлагал около 8 000 продуктов из этой категории. Оборот только данных товаров составил в 2015 году более 880 миллионов швейцарских франков.

«Migros» в интернете: https://www.migros.ch (немецкий)