
Новое предложение, представленное в парламент, предусматривает предоставление каждому жителю Швейцарии 50-процентной скидки на проезд в общественном транспорте. Сторонники этого плана утверждают, что экологически чистые виды транспорта станут более привлекательными и доступными для населения, в то время как противники опасаются больших затрат.
Швейцария обсуждает вопрос о снижении стоимости проезда в общественном транспорте для всех
В предложении, представленном национальным советником партии «Зеленых» Марионной Шлаттер, правительство Швейцарии намерено снизить стоимость билетов на общественный транспорт на 50 %. Это будет сделано за счет отказа от проездного билета с половинной стоимостью (Halbtax-Abo) и снижения стоимости стандартных билетов в два раза.
Выступая перед 20 Minuten, Шлаттер заявила, что 170-франковый Halbtax, предоставляющий 50-процентную скидку и необходимый всем, кто хочет пользоваться общественным транспортом по доступным ценам, является «барьером для входа», особенно для тех, кто не пользуется общественным транспортом настолько, чтобы оправдать его стоимость. Она отметила, что ее план приведет к сокращению дорожного движения в период рекордных пробок, сделав альтернативные варианты более доступными.
После того как планы по расширению дорог были отвергнуты на референдумах в ноябре 2024 года, Шлаттер заявила, что «население хочет устойчивой, справедливой мобильности, а не больше асфальта». Далее она заявила, что стоимость ее планов «ничтожна по сравнению с теми миллиардами, которые вливаются в строительство дорог». «Тот факт, что поезда переполнены, не означает, что нам нужно меньше общественного транспорта — это значит, что его нужно больше. Сейчас нам нужно расширять сервис, а не замедлять его».
Стоимость проезда в общественном транспорте Швейцарии удвоилась с 1990-х годов
Хотя всеобщая 50-процентная скидка может показаться экстремальной, данные свидетельствуют о том, что в результате этого стоимость проезда в общественном транспорте вернется к уровню, который был более 3 десятилетий назад. Согласно отчету официального швейцарского центра мониторинга цен, стоимость пользования общественным транспортом удвоилась с 1990 года, в то время как стоимость вождения выросла лишь на четверть, что примерно на 20 процентных пунктов меньше среднего уровня инфляции в период с 1990 по 2024 год.
«Учитывая высокую стоимость общественного транспорта, не стоит оставлять машину в гараже, если она у вас уже есть», — сказал 20 Minuten член Национального совета Социал-демократической партии Давид Рот. В другом исследовании, проведенном ассоциацией общественного транспорта LITRA, отмечается, что, хотя сеть железных дорог имеет хорошее соотношение цены и качества, Швейцария — одно из немногих мест, где практически ничего не делается для удешевления проезда на поездах.
«Мы не можем себе этого позволить», — говорят противники
В ответ Федеральный совет отверг это предложение из-за его стоимости. По их прогнозам, его введение обойдется налогоплательщикам в 700 миллионов франков в год, поскольку это приведет к отмене дохода, получаемого от Halbtax, и снижению стандартной стоимости билетов. Однако большая часть этих расходов, скорее всего, будет покрыта за счет роста спроса.
«Мы не можем себе этого позволить», — заявила член Национального совета Швейцарской народной партии Надя Умбрихт Пирен. Член совета СвДП Андри Зильбершмидт добавил, что эти деньги лучше потратить на инвестиции и поддержание существующей железнодорожной сети.
Президент LITRA и национальный советник от Центристской партии Мартин Кандинас назвал эту идею «совершенно неправильной», заявив, что она равносильна атаке на «сбалансированную и широко принятую систему тарифов». Он добавил, что для тех, кто хочет путешествовать дешево, уже существуют льготные и экономные билеты.
Кандинас заключил, что, хотя общественный транспорт в Швейцарии может быть более дорогим, его доступность, пунктуальность, безопасность, комфорт и надежность стоят того. «Именно поэтому число пользователей продолжает расти», — заключил он. Предложение будет обсуждаться на летней сессии парламента, которая начнется 2 июня.