Создание бизнеса в Швейцарии




Создание бизнеса в Швейцарии

Итак, вы решили начать свой бизнес. У вас есть бизнес-план, и вы готовы приступить к работе. Перед запуском вам нужно название и, возможно, компания.

В Швейцарии существует два варианта. Один из них — создание компании, другой — работа в качестве независимого индивидуального предпринимателя или в качестве группы независимых партнеров.

В Швейцарии оба варианта требуют значительного количества денег, бумажной работы и официального утверждения.

Если вы решили создать компанию, вы должны выбрать один из двух типов. Один из них Обществом с ограниченной ответственностью — Societé à Responibilité Limité (SARL) на французском, или Gesellschaft mit beschränkter Haftung (Gmbh) на немецком языке, а другой — Акционерное общество — Societé Anonyme (SA) на французском или Aktiengesellschaft (AG) на немецком.

Выбор названия

Прежде чем использовать название в коммерческих целях, оно должно быть официально утверждено. Это гарантирует, что не будет двух компаний, использующих одно и то же название. В федеральном реестре Швейцарии перечислены все зарегистрированные предприятия. Проверка здесь перед подачей заявления снижает вероятность отклонения вашего названия.

Независимый предприниматель или партнерство

Независимый предприниматель

Если вы хотите начать свой бизнес, но предпочитаете не создавать компанию, то получение статуса независимого предпринимателя — типичный путь. Все виды коммерческой деятельности или набор видов деятельности подлежат регистрации, если они приносят 100 000 CHF или более ежегодно. Ниже этого уровня регистрация не является обязательной.

Регистрация может быть осуществлена в коммерческом реестре вашего кантона.

Независимый предприниматель

Регистрация в качестве независимого предпринимателя производится на Ваше имя. Также можно добавить торговое название. Никаких других учредительных документов, кроме заполнения стандартных регистрационных форм, не требуется. Большинство реестров предлагают онлайновую регистрацию, хотя подписи все еще требуют заверения либо в реестре, либо у нотариуса. Базовый регистрационный сбор в размере 120 CHF устанавливается федеральным правительством. Затем кантоны добавляют свои собственные дополнительные сборы. В кантоне Во полная стоимость составляет 240 CHF, в Женеве — 190 CHF, а в Цюрихе — 200-300 CHF.

Партнерство

Если группа людей решит работать вместе, то им необходимо будет зарегистрировать Société en nom Collectif (SNC) или Kollektivgesellschaft (KIV), на немецком языке. Этот процесс требует заключения партнерского соглашения, которое должно быть заверено нотариусом. Базовый регистрационный взнос составляет 240 CHF. Если добавить кантональные сборы, то в Во они составляют 390-470 швейцарских франков, а в Женеве — 420 швейцарских франков. Кроме того, нотариальный сбор составляет от 1000 до 3000 швейцарских франков.

Преимущества: Простота создания, отсутствие устава компании, требований к капиталу, меньше администрирования.

Недостатки: Отсутствие ограничений ответственности — в случае банкротства предприятия партнеры несут персональную ответственность.

Создание компании

По сравнению со многими другими странами создание компаний в Швейцарии стоит дорого. Существуют требования к минимальному уставному капиталу и неизбежные сборы, которые должны быть уплачены нотариусам и в реестр компаний. Компании должны быть зарегистрированы в кантоне, в котором они расположены, а документация должна быть на местном языке.

Прежде всего, вы должны выбрать между SARL (Gmbh) и SA (AG).

Общество с ограниченной ответственностью – Societé à Responibilité Limité (SARL) или Gesellschaft mit beschränkter Haftung (Gmbh)

Стартап в Швейцарии

Общество с ограниченной ответственностью (SARL, Gmbh) требует меньше капитала. 20 000 CHF должны быть вложены в компанию, когда она будет официально создана. Акционеры SARL ( Gmbh) регистрируются в публичном реестре.

Ключевым документом, необходимым для создания SARL (Gmbh), является устав компании. Этот документ должен включать информацию о том, что будет делать компания, как она будет управляться, и подробности о директорах-учредителях, акционерах и их пакетах акций. Нотариусы и реестры компаний обычно предоставляют шаблоны, которые можно адаптировать. Кроме того, для создания компании требуется учредительный акт дополнительная информация на французском и немецком языках. Вот образцы шаблонов для такой компании на французском и немецком языках, предоставленные правительством.

Кроме того, требуется подтверждение финансирования. Обычно это документ, выдаваемый банком, подтверждающий, что требуемая сумма находится в доверительном управлении банка и будет переведена на банковский счет компании после ее регистрации.

Преимущества: Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировать легче, чем SA (AG) (см. Ниже), и требуется меньший капитал, чем SA (AG).

Недостатки: сложнее создать, чем стать независимым предпринимателем, необходимы учредительные документы компании, требования к капиталу, акционеры, указанные в публичном реестре, смена собственника сложнее, чем для SA (AG), двойной налог на дивиденды — и прибыль компании облагается налогом, и дивиденды , уже как личный доход.

Акционерное общество – Societé Anonyme (SA) or Aktiengesellschaft (AG)

Минимальный капитал АО составляет 100 000 швейцарских франков, однако при создании компании необходимо внести только 50 000 швейцарских франков. Акционеры несут личную ответственность за остальные 50 000 швейцарских франков, если у компании возникнут финансовые трудности. Расходы на создание компании аналогичны расходам на создание ООО.

Крупные компании, как правило, являются АО. Одним из основных отличий АО является отсутствие публичного реестра акционеров, как в случае с ООО.

Основным документом, необходимым для создания АО, является устав компании, также известный как учредительный договор. Этот документ должен содержать информацию о том, чем будет заниматься компания, как она будет управляться, а также сведения о директорах-учредителях, акционерах и их долях участия. Нотариусы и реестры компаний обычно предоставляют шаблоны, которые могут быть адаптированы.

Кроме того, требуется подтверждение финансирования. Обычно это документ, выданный банком, подтверждающий, что требуемая сумма находится в доверительном управлении банка и будет переведена на банковский счет компании после ее регистрации.

Преимущества: Ограниченная ответственность, акционеры не внесены в публичный реестр, смена собственника происходит легче, чем в случае ООО.

Недостатки: Сложнее создать, чем независимую компанию, необходимы учредительные документы, требования к капиталу выше, чем у ООО, двойной налог на дивиденды.

Процесс создания компании

Нотариусы Швейцарии

Как минимум один директор должен быть резидентом Швейцарии. Если вы планируете переехать в Швейцарию, но еще не находитесь там, это может стать проблемой. Существуют фирмы, которые предлагают нанять директора-резидента, однако это влечет за собой дополнительные расходы и администрирование.

Базовый федеральный сбор при регистрации компании составляет 600 швейцарских франков. Затем кантоны добавляют дополнительные сборы, и в итоге счет обычно приближается к 1 000 швейцарских франков. Затем в зависимости от уровня сложности и кантона взимается нотариальный сбор в размере от 500 швейцарских франков до нескольких тысяч франков. Нотариусы в Женеве и Во стоят дороже, чем в других кантонах, например, в Цюрихе.

Вы должны пользоваться услугами зарегистрированного нотариуса. До 2011 года вы должны были пользоваться услугами нотариуса, зарегистрированного в кантоне, где создавалась компания. Теперь можно пользоваться услугами нотариуса в любой точке Швейцарии. Это дало возможность тем, кто создает компанию в кантонах с дорогими нотариусами, таких как Во и Женева, нанять нотариуса в таком недорогом кантоне, как Цюрих.

Однако здесь есть одна загвоздка. Нотариус в Цюрихе может не говорить по-французски, а документы для регистрации компании в Во или Женеве должны быть на французском языке.

Преимущество требования использовать нотариуса заключается в том, что он проверяет все ваши документы на соответствие требованиям и проводит вас через весь процесс, обычно помогая с документацией.

Информацию о нотариусах можно найти здесь:

Регистрация для уплаты социальных налогов

Независимые организации и компании, имеющие работников, должны зарегистрироваться в кантональном компенсационном фонде. Эти организации собирают обязательные платежи социального страхования и выплачивают пособия по безработице (работникам, но не предпринимателям), пособия по инвалидности и пенсии. Более подробную информацию можно найти здесь на французском и немецком языках.

Обязательное страхование от несчастных случаев

По закону компании обязаны предоставлять сотрудникам страхование от несчастных случаев, известное как LAA (UVG). Оно предоставляется частными страховыми компаниями. Страховые взносы составляют процент от заработной платы. Более подробную информацию можно найти здесь на французском и немецком языках.

Аудит

Все компании с 10 и более сотрудниками обязаны ежегодно проводить аудит своей отчетности — дополнительная информация на английском языке.

НДС

Все предприятия, которые рассчитывают получать доход в размере 100 000 швейцарских франков или более в год, должны зарегистрироваться для уплаты НДС. Более подробную информацию можно найти здесь на французском и немецком языках.

Налогообложение

В Швейцарии физические лица и компании платят три уровня налогов: федеральный, кантональный и коммунальный (муниципальный). Федеральный налог одинаков для всей страны. Кантональные и коммунальные налоги существенно различаются в зависимости от того, где находитесь вы и ваша компания. Когда вы регистрируете свой бизнес или компанию, информация об этом автоматически передается в соответствующее кантональное налоговое управление, которое занимается всеми вопросами налогового администрирования.

Товарные знаки

Товарные знаки

Если для вас важна защита вашего бренда, вы можете зарегистрировать его в качестве товарного знака. В Швейцарии это стоит 550 швейцарских франков и может быть сделано онлайн на сайте IGE.

Перед подачей заявки важно убедиться, что никто другой не использует ваше фирменное наименование для того же товара или услуги. В противном случае ваш товарный знак может быть впоследствии аннулирован. Если вы намерены использовать свой бренд за пределами Швейцарии, возможно, вам стоит рассмотреть возможность его регистрации в качестве товарного знака в других странах. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), расположенная в Женеве, располагает дополнительной информацией по этому вопросу.

После подачи заявления вы можете получить поддельные счета на оплату, которые оплачивать не надо. Проверьте здесь, если у вас есть сомнения по поводу счета.

EasyGov

В ноябре 2017 года федеральное правительство Швейцарии запустило новый онлайн-инструмент под названием EasyGov для помощи в создании компаний и некоторых административных действий, таких как регистрация, подача и уплата НДС и уплата социальных налогов. Для использования этого инструмента требуется идентификатор, который можно получить здесь. Однако для регистрации компании по-прежнему требуется нотариус.

Администрирование и бухгалтерский учет

Независимые предприниматели, товарищества и компании должны ежегодно подсчитывать свою прибыль и стоимость. Счета можно вести с помощью электронных таблиц, однако это может оказаться сложным. Швейцария имеет сложную административную структуру и свои особенности. Существуют цифровые административные решения, разработанные с учетом особенностей швейцарской администрации. Крупнейший в Швейцарии провайдер Winbiz предлагает облачное решение на английском языке, которое экономит время, просто в использовании и адаптировано для Швейцарии.