3 апреля официальные лица Цюриха подтвердили, что жители швейцарского мегаполиса будут голосовать за план по введению проездного билета на городской общественный транспорт стоимостью один франк в день. Сторонники плана утверждают, что проездной поможет облегчить жизнь горожанам, в то время как критики высказывают опасения по поводу его стоимости и масштабов.
Проездной за 365 франков в Цюрихе будет вынесен на голосование
В своем заявлении городской совет Цюриха подтвердил, что инициатива «Годовой проездной билет VBZ за 365 франков» набрала достаточное количество подписей для проведения референдума. Предложение, представленное Социал-демократической партией Цюриха (SP), набрало 3.234 действительных подписей, что значительно превышает 3.000 подписей, необходимых для вынесения его на местное голосование. Несмотря на то, что референдум обязательно будет проведен, остается неясным, когда именно он состоится.
Согласно планам, стоимость годового абонемента второго класса на общественный транспорт в зоне 110 ZVV — зоне, охватывающей все 12 районов Цюриха (Kreis), — будет снижена с 809 франков до 365 франков в год, или одного франка в день. Для детей и подростков проездной будет стоить 185 франков в год.
Сторонники надеются, что супердешевые билеты помогут снизить стоимость жизни
На сайте инициативы сторонники утверждают, что за последний год жители города столкнулись со значительным ростом стоимости жизни, особенно аренды и медицинской страховки. Более того, в декабре 2023 года стоимость билетов ZVV выросла в среднем на 3,4 процента.
«Повышение цен на общественный транспорт происходит в совершенно неподходящее для горожан время и оказывает на них еще большее давление», — пишут они. В SP утверждали, что с помощью этой инициативы они снимут «финансовое бремя с населения и будут способствовать отказу от автомобилей и переходу на общественный транспорт, безопасный для климата».
Билет за 365 франков — последняя попытка сократить расходы на транспорт в Цюрихе
Объявление от 3 апреля — это уже третья попытка SP снизить стоимость проезда в общественном транспорте Цюриха. Первое предложение, представленное летом 2021 года, которое должно было сделать общественный транспорт в городе бесплатным, было признано неприемлемым, поскольку оно противоречило федеральному закону, согласно которому пассажиры должны платить за проезд «соответствующую сумму». Попытка провести 365-франковый билет через городской совет также провалилась в феврале 2022 года, после того как партии «Зеленые» и «Альтернативные левые» (AL) воздержались.
Хотя этот план остается популярным в рядах SP, многие другие партии Цюриха высказались против 365-франкового билета. Некоторые из них не согласны с расходами, которые, по оценкам городских властей, составляют около 56 миллионов франков в год, хотя сопредседатель SP в Цюрихе Оливер Хеймгартнер в прошлом году признал, что если билет окажется популярным, он будет обходиться налогоплательщикам в 100 миллионов франков ежегодно.
Противники критикуют сферу применения и эффективность билетов
В июле 2023 года депутат городского совета от СвДП Михаэль Баумер заявил, что билет является классическим примером «принципа лейки», когда вместо того, чтобы оказывать адресную помощь тем, кто больше всего нуждается в льготах, политика предоставляет более дешевый билет как районам Цюриха с низким и высоким достатком, так и всем людям независимо от зарплаты.
Другие члены АЛ и Партии зеленых утверждают, что план не идет достаточно далеко, поскольку не включает в себя пригороды и кантон Цюрих в целом — районы, которые, по их мнению, больше всего нуждаются в дешевом транспорте. Выступая в газете Tages-Anzeiger в 2023 году, член городского совета «зеленых» Маркус Кнаусс также усомнился в том, что план в его нынешнем виде заставит водителей отказаться от автомобилей, отметив, что аналогичная схема оплаты проезда в Вене не смогла сократить количество машин на дорогах.