Спустя чуть более года после спасения банка Credit Suisse швейцарское правительство объявило о новых мерах, призванных предотвратить повторение подобного кризиса. План предусматривает усиление регулирования, создание систем безопасности и ограничение бонусов банкиров на случай, если еще один крупный банк в Швейцарии окажется в затруднительном положении.
Швейцарский банковский сектор будет реформирован после кризиса Credit Suisse
Выступая на пресс-конференции 10 апреля, министр финансов Карин Келлер-Суттер заявила, что «то, что произошло в Credit Suisse, не должно повториться». В преддверии кризиса банк переживал скандал за скандалом, кульминация которого наступила 13 марта 2023 года: когда компания объявила об огромных потерях в доходах, национальный банк Саудовской Аравии заявил, что больше не будет вкладывать деньги в Credit Suisse, а курс акций компании упал на 30 %.
16 марта, после того как возникли вопросы о способности компании покрыть убытки, банк согласился на выделение 50 миллиардов франков Швейцарским национальным банком (SNB). Развязка наступила 19 марта, когда после переговоров с правительством UBS приобрел Credit Suisse за 3 миллиарда швейцарских франков. Официальное слияние двух банков произошло 12 июня 2023 года.
Новые банковские правила в Швейцарии
На пресс-конференции Келлер-Суттер заявила, что правительство смогло быстро разрешить кризис только потому, что «банк UBS был готов взять на себя Credit Suisse», отметив, что если в будущем UBS сам окажется втянутым в такой же кризис, то так просто его не разрешить. Поэтому министр предложила 22 новые меры, которые, по ее мнению, помогут защитить налогоплательщиков и убедиться в том, что банковский кризис не сможет потопить швейцарскую экономику.
1. Новые планы по борьбе с будущими банковскими кризисами
Во-первых, правительство создаст новый юридический процесс, чтобы «системообразующие банки» — например, UBS, SNB, Postfinance и Zürcher Kantonalbank — «могли организованно покинуть рынок». Это включает в себя создание нового антикризисного плана, которому федеральное правительство и SNB будут следовать в случае кризиса, и который будет включать в себя различные планы, адаптированные к различным ситуациям.
2. Антикризисный фонд Швейцарского национального банка
С января 2024 года швейцарские банки обязаны держать в резерве больше денег для покрытия неожиданных убытков. В рамках нового плана федеральное правительство рассмотрит вопрос о том, должен ли SNB держать крупный фонд спасения, который можно будет использовать в случае повторения кризиса.
3. Усиление регулирования банковских бонусов и подотчетности
Наконец, Келлер-Саттер объявила, что федеральные финансовые органы получат больше полномочий, чтобы обеспечить банкам «хорошее корпоративное управление и более ответственное управление рисками». Банки должны будут четко указывать, какие люди отвечают за определенные задачи в компании, чтобы было проще привлечь их к ответственности за неэффективное управление.
В рамках закона правительство заявило, что бонусы банкиров «должны быть направлены на достижение долгосрочного экономического успеха и должны быть отменены в случае неэффективного управления — даже задним числом, если они уже были выплачены». Вероятно, это реакция на новость о том, что босс UBS Серджио Эмотти получил бонусы в размере 14 миллионов франков в 2023 году. Однако правительство отметило, что новые правила будут обеспечиваться штрафами, а не ограничениями на бонусы или зарплаты.
Новые банковские реформы отражают баланс интересов, считает министр
Выступая на конференции, Келлер-Саттер заявила, что ее план отражает правильный баланс: «Нам нужен ведущий финансовый центр, но, с другой стороны, необходимо принять меры, чтобы обеспечить его максимальную безопасность — чтобы не допустить риска, что налогоплательщикам в конечном итоге придется нести риск предпринимательских неудач».
Что касается бонуса Эмотти, министр сказал, что эта сумма отражает «разрыв между экономикой и населением… Это беспокоит меня — не только в UBS, но и в других компаниях. Здесь снова выплачивается вознаграждение, превышающее воображение любого нормального гражданина».
Банковский план Федерального совета встретил неоднозначную реакцию
Разумеется, новые банковские правила вызвали неоднозначную реакцию в парламенте. Государственный советник от Либеральной партии зеленых Тиана Мозер высоко оценила правила, заявив в интервью газете 20 Minuten, что «более строгие правила для руководителей необходимы. Миллионные зарплаты без личной ответственности за неудачи — это неприлично».
Партия Келлера-Суттера, СвДП. Либералы была более осторожна, написав в заявлении, что они детально изучат предложения, прежде чем поддержать их. Хотя они рады, что принимаются меры против бесхозяйственности, их «опыт» показывает, «что после кризисов возникает тенденция к чрезмерному регулированию».
SP утверждает, что план недостаточно эффективен
Другие были настроены более жестко: сопредседатель Социал-демократической партии Седрик Вермут заявил журналистам, что «мер, предложенных Федеральным советом, недостаточно для эффективного регулирования банковского сектора». По его мнению, реформа системы не удалась, так как в случае кризиса правительству и налогоплательщикам все равно придется выручать банки.
«Создается впечатление, что у нового мегабанка UBS есть лоббист в Федеральном совете в лице Карин Келлер-Суттер», — заключил Вермут, подтвердив, что его партия будет выступать против большинства пунктов плана в парламенте. В свою очередь, представитель UBS заявил информационному агентству AWP, что не желает комментировать эти планы.