9 июня гражданам Швейцарии будет предоставлена возможность проголосовать на четырех национальных референдумах, в том числе по весьма ожидаемому плану ограничения стоимости медицинского страхования. Вот все, что вам нужно знать о предстоящих референдумах в Швейцарии и о том, как они повлияют на экспатов.
Путеводитель для экспатов по национальным референдумам в Швейцарии в июне 2024 года
После общенациональных референдумов, состоявшихся в марте 2024 года, 9 июня жители городов и кантонов Швейцарии получат возможность проголосовать за четыре новых предложения. Два из них касаются стоимости базового и дополнительного медицинского страхования, одно — энергетики, а последнее — правил получения согласия на медицинское обслуживание.
Вот все, что нужно знать экспатам и иностранцам об инициативе по снижению стоимости страховки, инициативе по снижению расходов, новом законе о возобновляемых источниках энергии и народной инициативе «За свободу и физическую неприкосновенность».
В Швейцарии пройдет голосование по инициативе по снижению стоимости страховых взносов (Prämien-Entlastungs-Initiative)
Prämien-Entlastungs-Initiative — это план по ограничению стоимости базового медицинского страхования в Швейцарии. Согласно этому плану, ни один человек не должен будет тратить более 10 процентов своей годовой зарплаты или дохода на обязательное медицинское страхование. Это будет достигнуто за счет субсидирования медицинских страховщиков как федеральным правительством, так и кантонами, чтобы сохранить низкие страховые взносы.
В настоящее время все кантоны Швейцарии обязаны в той или иной форме субсидировать страховые взносы для людей с самыми низкими доходами, однако в большинстве кантонов за такой помощью нужно обращаться, и каждый регион имеет большую свободу действий, когда речь идет о предоставлении льгот. Таким образом, согласно планам, более дешевый страховой взнос будет автоматически применяться при каждом обновлении страховых взносов.
Аргументы «за» и «против» Швейцарской инициативы по снижению страховых взносов
Комитет, выступающий за принятие этой программы, утверждал, что с 1997 года средняя стоимость страховых взносов выросла на 158 %, в то время как зарплата увеличилась всего на 12 %. Они добавили, что швейцарское правительство тратит на систему здравоохранения относительно мало средств по сравнению с другими европейскими странами, и пришли к выводу, что, ограничив стоимость страховки, они помогут беднейшим слоям населения в условиях продолжающегося кризиса стоимости жизни.
Выступая против инициативы, Федеральный совет отметил, что, хотя она «освободит часть населения от бремени страховых взносов», она также будет стоить федеральному правительству и кантонам несколько миллиардов франков в год. Для ее оплаты, предупредили они, неизбежны повышение налогов и меры жесткой экономии.
«Инициатива не устраняет причины высоких страховых взносов», — написали члены совета. Они добавили, что здравоохранение в основном находится в ведении кантонов и что, субсидируя систему на федеральном уровне, они снимают с кантонов и медицинских учреждений ответственность за повышение эффективности и доступности здравоохранения.
Что такое контрреферендум по инициативе о льготных страховых взносах?
Для этого голосования Федеральный совет и парламент предложили провести контрреферендум, в ходе которого кантонам будет установлена минимальная сумма для субсидирования страховых взносов. Этот план будет реализован, если инициатива по льготному страхованию будет отклонена в ходе голосования и не будет проведен дополнительный референдум против нее.
Инициатива по сдерживанию расходов в Швейцарии (Kostenbremse-Initiative), пояснения
Второй референдум, «Инициатива по сдерживанию расходов», также касается взносов на медицинское страхование. В настоящее время Федеральное ведомство здравоохранения каждый сентябрь объявляет средний рост стоимости базового медицинского страхования.
Если план будет одобрен, то повышение стоимости медицинского страхования будет привязано к уровню заработной платы и экономическому росту. Если в течение двух лет страховые взносы будут расти более чем на 20 % быстрее реальной заработной платы, закон потребует от правительства и кантонов Швейцарии в течение года принять «меры по ограничению расходов» — что это будут за меры, предстоит решить парламенту.
Мнения «за» и «против» инициативы по ограничению расходов
Как и в случае с инициативой по снижению страховых взносов, комитет, выступающий за сдерживание расходов, утверждал, что страховые взносы в последние годы росли слишком быстро и что как медицинские страховщики, так и поставщики медицинских услуг заинтересованы в поддержании высоких расходов — в недавнем докладе правительства было подсчитано, что сектор может сэкономить 6 миллиардов франков в год без ущерба для качества.
Сторонники инициативы надеются, что законодательное требование заставит правительство принять меры по ограничению расходов. «Инициатива хочет, чтобы все игроки наконец взяли на себя ответственность за взрыв расходов и прекратили борьбу за внутреннее распределение за счет тех, кто платит страховые взносы», — заключил комитет.
Федеральный совет, напротив, написал, что, хотя повышение страховых взносов ложится тяжелым бременем на низкие и средние доходы, они утверждают, что сдерживание расходов — слишком жесткий закон, чтобы быть практичным. Они добавили, что привязка страховых взносов к заработной плате игнорирует «понятные причины роста расходов, такие как медицинский прогресс или старение населения».
Они пришли к выводу, что принуждение правительства к сокращению расходов может привести к ухудшению качества медицинского обслуживания по всей стране.
Контрпредложение по сдерживанию расходов
Поэтому Федеральный совет также рекомендовал встречное предложение, согласно которому правительство и чиновники из сектора здравоохранения будут встречаться каждые четыре года, чтобы определить, на сколько могут вырасти страховые взносы. Если они превысят установленный уровень, правительство будет рассматривать «корректирующие меры». Это предложение будет принято, если инициатива по сдерживанию расходов не будет принята.
Пояснения к поправкам в энергетической политике Швейцарии
Третий вопрос, вынесенный на голосование 9 июня, — это утверждение поправок к Закону об энергетике и Закону об электроснабжении Швейцарии. В связи с опасениями по поводу нехватки энергии в 2022 году и, похоже, бесконечным выпуском правительством чрезвычайных планов по энергосбережению, изменения в законе призваны увеличить производство энергии в Швейцарии за счет возобновляемых источников.
В случае одобрения закона будет выделено финансирование на установку солнечных батарей на зданиях, упрощено получение разрешений на строительство ветряных и солнечных электростанций, повышена эффективность работы швейцарской энергосистемы и подготовлен путь для расширения и/или строительства 16 гидроэлектростанций. В прошлом году план прошел как Национальный совет (177 «за» против 19 «против»), так и Совет регионов (44 «за», 0 «против»).
Мнения «за» и «против» изменений в законе об энергетике
Выступая за принятие этого плана, представители Федерального совета заявили, что расширение использования возобновляемых источников энергии поможет обеспечить надежность энергоснабжения Швейцарии во время глобальных кризисов. «Это важный вклад в обеспечение надежного электроснабжения в нашей стране, защита природы и окружающей среды, а также конкретный шаг к сокращению использования ископаемого топлива», — добавили они.
Комитет, выступающий против закона, утверждал, что он лишает кантоны и местные общины права голоса при реализации крупных энергетических проектов. Они также заявили, что предложение «облегчает вырубку лесов, позволяет уродовать ландшафты и уничтожать охраняемые биотопы… Существуют альтернативы, гарантирующие безопасность электроснабжения».
Пояснения к референдуму «За свободу и физическую неприкосновенность» в Швейцарии
Наконец, народная инициатива «За свободу и физическую неприкосновенность» призвана гарантировать «физическую и психическую неприкосновенность» людей в Швейцарии, особенно когда речь идет о медицинских решениях. Согласно планам, человек, отказавшийся дать согласие на медицинское или физическое вмешательство со стороны государства, «не будет наказан и не будет испытывать социальных или профессиональных неудобств в результате этого».
Хотя слово «вакцинация» в тексте инициативы не употребляется, в законе особое внимание уделяется тому, чтобы правительство не могло налагать ограничения на людей на основании их медицинского выбора. Инициатива рассматривается как реакция на правила вакцинации, связанные с COVID, а также на политику 2G, 2G+ и 3G, принятую во время пандемии.
Кто «за» и кто «против» инициативы «За свободу и физическую неприкосновенность»?
В поддержку изменений инициативный комитет утверждал, что действующих законов недостаточно для защиты свободы жителей Швейцарии в принятии медицинских решений. «Человек свободен только тогда, когда он может решать, что попадает в его тело. В этом вопросе нельзя полагаться на политику», — утверждали они.
В ответ Федеральный совет отметил, что «право на физическую и психическую неприкосновенность» уже закреплено в конституции Швейцарии, а значит, неясно, что произойдет, если референдум будет принят. Они отметили, что отсутствие ясности может привести к тому, что швейцарская полиция, система предоставления убежища и судебная система окажутся уязвимыми перед правовыми «серыми зонами».
Говоря о вакцинации, они отметили, что она «помогла искоренить такие инфекционные заболевания, как оспа… [и] оказалась эффективным способом защиты людей от серьезных болезней». Более того, «в Швейцарии никому не разрешается делать прививки без согласия».
Швейцария придет на избирательные участки 9 июня
После голосования 9 июня следующий референдум в Швейцарии состоится 22 сентября 2024 года. Более подробную информацию о голосовании можно найти на официальном сайте выборов кантона Цюрих (на немецком языке).