Социал-демократическая партия (СП) Цюриха выступила с инициативой проведения референдума по созданию проездного билета на общественный транспорт ZVV стоимостью 365 франков в год. Представители СП утверждают, что этот план позволит вдвое снизить стоимость проезда в общественном транспорте для жителей города, в то время как критики утверждают, что адресная помощь была бы более практичной.
Новый проездной билет ZVV будет стоить 365 франков в год
Согласно планам, все жители города, а не кантона Цюрих, смогут приобрести годовой проездной билет стоимостью 365 франков для зоны 110 — зоны, охватывающей центр города и прилегающие пригороды. Для детей и молодежи цена составит 185 франков в год. Для сравнения: в настоящее время стоимость годового проездного билета в зоне 110 составляет 782 франка для взрослого при наличии проездного билета Half-fare (Halbtax-abo).
Те, кто следит за политикой Цюриха, знают, что эта идея не нова. В феврале 2022 года СП и СвДП. Либералы уже пытались ввести новый проездной билет через голосование в городском совете, но предложение было отклонено Альтернативными левыми (AL) и Партией зеленых.
Однако сопредседатель СП в Цюрихе Оливер Хеймгартнер заявил газете Tages-Anzeiger, что в свое время этот план был «очень хорошо» воспринят населением, и теперь, когда инфляция находится в центре внимания людей, партия решила, что настало время сделать эту идею темой референдума. «Нет ничего более демократичного, чем спросить население», — отметил он.
Семьи нуждаются в помощи по оплате билетов на транспорт, утверждает СП
Хеймгартнер утверждал, что новый абонемент стоимостью один франк в день крайне необходим, поскольку многие семьи сейчас платят только за абонемент ZVV до 2 500 франков в год. По его мнению, поскольку транспортные компании уже повысили цены в этом году, а в Швейцарии, как было подтверждено, самый дорогой общественный транспорт в мире, городской совет должен вмешаться и помочь в решении проблемы роста цен.
Вдохновившись немецким билетом за девять евро, Хайтгартнер заявил, что новый цюрихский проездной должен стимулировать автомобилистов пересесть на цюрихские трамваи, поезда, автобусы и лодки. «Если вы хотите, чтобы люди перешли на климатически безопасные варианты, вы должны сделать их более привлекательными», — отметил он.
Цена, право на льготы и последствия — все это вызывает озабоченность
Несмотря на то, что план пользуется большой поддержкой в СП, депутат городского совета от СвДП Михаэль Баумер заявил, что он представляет собой классический пример «принципа лейки», когда вместо того, чтобы оказывать адресную помощь тем, кто больше всего нуждается в льготах, он предоставляет более дешевый билет как малообеспеченным, так и высокообеспеченным районам Цюриха, а также всем людям независимо от уровня заработной платы.
Во-вторых, по мнению критиков, высказанному в газете Tages-Anzeiger, остаются вопросы о том, действительно ли снижение стоимости проезда заставляет водителей отказываться от автомобиля. Член городского совета от партии «зеленых» Маркус Кнаусс заявил газете, что аналогичная схема оплаты проезда в Вене не смогла снизить количество автомобилей на дорогах.
Как и в 2022 году, AL и Партия зеленых утверждали, что, предлагая билет только жителям Цюриха, но не тем, кто живет в пригородах или сельской местности, эта политика не поможет тем, кто больше всего нуждается в таком проездном билете. Наконец, возникает вопрос о затратах. Хотя, по оценкам городского совета, первоначально план обойдется в 56 млн. франков в год, даже Хеймгартнер признал, что если программа окажется успешной, то она будет обходиться цюрихским налогоплательщикам в 100 млн. франков в год.
Однофранковый билет должен быть включен в референдум в Цюрихе
Представители СП подтвердили, что сбор подписей в поддержку этого плана начнется после окончания школьных каникул. По прогнозам газеты Tages-Anzeiger, им удастся легко собрать необходимое количество подписей, а значит, жители «швейцарской метрополии» смогут проголосовать за введение данного билета уже в ближайшее время.