После того как обе палаты парламента проголосовали за отмену кантональных правил о минимальной заработной плате в 2022 году, а правительство предложило законодательную инициативу, чтобы воплотить этот план в жизнь, многие работники в Швейцарии, возможно, задумались о том, что правила о минимальной заработной плате в стране недолговечны. Вот что известно об этом на сегодняшний день:
Швейцарский парламент проголосовал за отмену правил минимальной заработной платы
В 2022 году Национальный совет (нижняя палата) и Совет земель (верхняя палата) проголосовали за то, чтобы на практике отменить правила минимальной заработной платы в Швейцарии. Хотя в альпийской стране нет национального минимального размера оплаты труда, в нескольких кантонах (Невшатель, Юра, Тичино, Женева и Базель-Штадт) и городах (Винтертур и Цюрих) он был введен или будет введен благодаря кантональным и местным референдумам.
Минимальная заработная плата в Швейцарии варьируется от 19 или 19,50 франков в час в Тичино до 24 франков в час в Женеве — это одна из самых высоких минимальных зарплат в мире. Более того, в будущем голосование по вопросу минимальной заработной платы может пройти еще в нескольких регионах Швейцарии: в городах Люцерн, Биль, Шаффхаузен и Берн, а также в кантонах Золотурн, Базель-Ланд, Фрибург, Во и Вале.
Однако, согласно планам, представленным государственным советником Обвальден Эрихом Эттлином («Центр»), коллективные трудовые договоры (КТД), заключенные между объединениями работодателей и профсоюзами, будут иметь приоритет над кантональными законами о минимальной заработной плате. Это будет действовать даже в том случае, если оговоренная в КТД зарплата ниже минимальной, что фактически отменяет правила минимальной зарплаты для тех, кто работает по КТД, а это, по оценкам, половина всех швейцарских работников.
Сторонники говорят, что минимальная зарплата повредит социальной сплоченности
Выступая за принятие закона, Эттлин заявил в интервью газете Tages-Anzeiger, что будет проблематично, если ТКД, согласованные на национальном уровне, будут отменены правилами минимальной заработной платы, принятыми в одном кантоне. Он утверждал, что коллективные трудовые договоры помогают предотвратить забастовки в Швейцарии и что «вся успешная модель социального партнерства пострадает», если минимальная заработная плата получит приоритет.
После того как законопроект был принят обеими палатами парламента, Федеральный совет теперь должен разработать законопроект, чтобы сделать этот политический курс реальностью. Федеральные чиновники направили предложение для обсуждения в начале января 2024 года.
Неужели это конец минимальной заработной платы в Швейцарии?
Значит ли это, что минимальная зарплата в Швейцарии скоро перестанет существовать? Хотя план получил поддержку в парламенте, решение подверглось резкой критике со стороны местных чиновников и швейцарских профсоюзов. 5 мая 2024 года газета Tages-Anzeiger сообщила, что из 21 кантона, к которым обратились за комментариями, 20 отклонили план — единственным кантоном, одобрившим план, стал Обвальден, кантон, в котором проживает Эттлин.
Кантональная конференция социальных директоров заявила газете, что эти планы «противоречат федерализму», поскольку они аннулируют законы, принятые большинством голосов на референдуме. Они добавили, что минимальная заработная плата помогает «бороться с бедностью и, в частности, с феноменом «работающих бедных»».
В своем заявлении правительство кантона Цюрих отметило, что, хотя минимальная заработная плата и ТДК могут вступить в конфликт, решения, принятые на кантональном уровне, должны иметь приоритет над федеральными правилами. Даже Федеральный совет рекомендовал парламенту отклонить план, который он сам же и разработал.
Парламент должен высказать свое мнение в ближайшие месяцы
Теперь обе палаты проанализируют и одобрят или отвергнут план, предложенный Федеральным советом. Учитывая оппозицию изменениям за пределами парламента, сам Эттлин признал, что окончательное решение будет «сложным балансом интересов между проверенными, частными организациями социального партнерства и кантонами».
Будет ли парламент придерживаться своей позиции и утвердит закон, пока неясно.