Новое исследование, проведенное консалтинговой компанией BearingPoint, показало, что хотя Швейцария остается центром для международных компаний, ей не удается привлечь больше предпринимателей, чем другим европейским странам. По мнению экспертов, относительный спад в Швейцарии объясняется целым рядом факторов: от нехватки квалифицированных кадров до демографических изменений и отношений альпийской страны с Европейским союзом.
Швейцария в значительной степени опирается на международные компании
В целом, по данным исследования, несмотря на то, что в Швейцарии зарегистрировано всего 5% всех компаний, транснациональные фирмы обеспечивают работой 26% населения страны. Кроме того, они обеспечивают около 36% общего валового внутреннего продукта и поставляют федеральному правительству половину налогов на доходы бизнеса, которые оно получает каждый год.
Watson отмечает, что большинство транснациональных компаний предпочитают размещать штаб-квартиры в Швейцарии, а не основывать свои промышленные или логистические подразделения в швейцарских городах и кантонах. Например, компания RBI, владеющая Burger King, разместила свою европейскую штаб-квартиру в Цуге, а каждый раз, когда Alphabet (Google) получает прибыль, она может направить больше людей в свои офисы в Цюрихе — крупнейшем месте расположения компании за пределами США.
Швейцария отстает от конкурентов в привлечении новых компаний
Однако, по данным BearingPoint, в последние годы Швейцария занимает лишь четвертое место в Европе по числу новых транснациональных компаний, уступая Нидерландам, Люксембургу и Великобритании. В то время как общее число новых компаний растет, процентная доля транснациональных корпораций в Швейцарии снижается уже несколько лет.
Среди неудач Швейцарии в привлечении новых компаний — выбор компании Black Diamond, специализирующейся на снаряжении для активного отдыха, в пользу Австрии, а также отказ компании Apple, которая вместо этого построила свой европейский центр разработки микросхем в Мюнхене.
Почему компаниям трудно переехать в Швейцарию?
В своем исследовании авторы объясняют ухудшение ситуации в Швейцарии рядом факторов. Во-первых, они отметили, что нехватка квалифицированных кадров остается серьезной проблемой для компаний, желающих переехать в Швейцарию, поскольку страна страдает от нехватки как специалистов, так и обычных работников.
Во-вторых, большую тревогу вызывают демографические изменения: эксперты отмечают, что к 2050 году люди пенсионного возраста будут составлять более четверти населения, в то время как трудоспособное население сократится до 55,1% от общего числа. «Это окажет негативное влияние не только на пенсионное обеспечение, но и на экономические показатели и благополучие», — пишет BearingPoint.
Другие причины, по которым транснациональные компании избегают Швейцарии
К другим негативным факторам, отмеченным в исследовании, относятся:
- Отказ от низкого и вариативного налогообложения бизнеса благодаря принятию минимального налога ОЭСР
- Энергетическая безопасность
- Отсутствие новых инноваций и новых локаций, которые, как известно, специализируются в определенных областях — как, например, локация для фармацевтики в Базеле
- Укрепление швейцарского франка, что делает менее выгодным экспорт товаров за рубеж
- Отсутствие гибкости при выдаче вида на жительство гражданам стран, не входящих в ЕС.
- Напряженные отношения Швейцарии с Европейским союзом.
Однако, учитывая, что в Швейцарии ожидается рост экономики, низкий уровень безработицы и лучшие показатели инфляции по сравнению с соседними странами, многие швейцарские СМИ поставили под сомнение значимость отчета. В ответ на это компания BearingPoint, по словам Watson, заявила, что «если лягушку бросить в горячую воду, она выпрыгнет. Но если воду нагревать медленно, она ничего не поймет и сварится».